Наши предки верили в то, что если умереть от старости в окружении семьи, то это явный знак божественной благодати. Одной из легенд была уверенность следующем: тяжело умирают колдуны, а если отойти в мир иной быстро, то душа однозначно попадет в райские обители.
В деревнях умирающего перекладывали на пол, считая, что это облегчит его страдания. Громкие разговоры и шутки запрещались. Однако после того, как наступала смерть все начинали навзрыд причитать и плакать.
Формы погребения
Язычники поддерживали теорию реинкарнации, поэтому на ранних этапах развития общества усопшим придавали форму зародыша (скрюченный вид). Такая традиция продержалась недолго, уже в конце бронзового века тело начали распрямлять. Довольно надолго укоренилось сожжение останков - кремация, она сохранилась до настоящего момента. Прах помещали в специальную урну или горшок и зарывали в землю.
Выделяют три основных этапа проведения похорон:
1) Предпогребальный (омовение и облачение в одежду тела, положение его в гроб);
2) Погребальный (отпевание, перенос на кладбище, прощание пришедших с покойным, непосредственно погребение, возвращение домой);
3) Поминки.
Морги появились сравнительно недавно, славяне держали покойника в доме. В комнате зажигались свечи, их же устанавливали в каждом углу гроба. Зимой хоронили только спустя восемь дней. Существовало поверье, что выносить умершего раньше полудня нельзя. До прошлого века хранился обычай нести усопшего в рукавицах, на полотне, и даже везти его на санях, лишь бы не прикасаться к останкам голыми руками. Похороны обязательно было закончить до заката.
Поминки
Много столетий назад после того, как было окончено погребение, всем предлагалась кутья, которая передавалась по кругу, при чем три раза, и каждый круг необходимо было съедать по одной ложке. Всем пришедшим раздавались заранее выпеченные лепешки, пряники, конфеты.
Главной традицией, сохранившейся до наших дней является организация поминальной трапезы. Это был семейный обычай, на который собирались только самые близкие люди, а после принятия Русью христианства (988 г.) стали приглашать священника. Поминки проводились на третий, девятый, двенадцатый, сороковой дни и в более длительные сроки: полгода, год. После прочтения молитвы и вкушения кутьи нестарообрядцы выносили поочередно приготовленные блюда (из одной посуды кушало сразу несколько человек). Подача пищи проводилась в следующем порядке: первое (похлебка), второе (каша), а также на столах уже были закуски и салаты. В конце угощали блинами без начинки (реже оладьями) и киселем. Строго запрета на алкоголь не было, староверы предпочитали только квас, однако на столах часто появлялась водка. В конце трапезы читали молитвы.